Мотивационный этап – это «ключик» к уроку, точнее даже к результату урока, а впоследствии и к сердцам детей. Правильно организованный мотивационный этап снимает чувство робости, расковывает инициативу ученика, воспитывает уверенность в своих возможностях, что помогает реально управлять процессом учебной деятельности и поддерживать познавательный интерес.
Изучение физики с помощью даже очень простого эксперимента дает возможность ученику познавать мир физических явлений и процессов. Кроме того, всякое понятие, вводимое в физике, получает конкретный смысл, если с ним связывают определенный прием наблюдения и измерения. Хочется вспомнить слова великого физика А. Эйнштейна: «На первой ступени обучения физики надо вообще исключить все, кроме экспериментальной стороны, представляющей наглядный интерес. Красивый эксперимент сам по себе гораздо ценнее, чем 30 формул, добытых в реторте отвлеченных мыслей». Поэтому данную домашнюю работу я предлагаю ученикам на самых первых уроках изучения.
Реклама существует уже не одну сотню лет и люди давно используют ее для того, чтобы обратить на себя внимание, привлечь, заинтересовать. Реклама на уроки – это мощный инструмент формирования мотивации школьников к выполнению домашней работы, к поиску и изучению материала. Данная реклама отличается от торговой тем, что предлагается не купить что - то, а изучить. Учащиеся должны представить в виде рекламы научную и жизненную значимость того или иного физического явления, закона, величины, понятия, прибора. Важно понять, что реклама - это концентрированное сообщение по определенной теме. Она должна быть интересной, содержательной, хорошо исполненной, давать необходимые и достаточные для характеристики рекламируемого объекта сведения. Домашнюю работу можно выполнять индивидуально, в группах, парами. Защита рекламы не должна превышать 2-3 минут. Тогда на всю творческую проверку знаний уйдет 15-18 минут урока. Лучше предложить ученикам выполнить такую домашнюю работу перед проведением повторительно - обобщающего урока по определенной теме, разделу.
Маленькие дети часто любят задавать вопросы «зачем?», «почему?», «когда?». Иногда хочется даже убежать от этих любопытных «мучителей». Но в школе, к сожалению, арсенал вопросов быстро тает. Кто виноват в том, что у детей пропадает желание стать «почемучкой»?
Маленькие дети часто задают множество вопросов. Их интересует все: «зачем?», «почему?», «когда?». Открытые к разговору, непосредственные и любопытные они «мучают» вопросами своих родителей, воспитателя, первого учителя. Но проходят годы, и арсенал вопросов тает, а педагоги жалуются, что детей трудно «разговорить». Вместо того чтобы спрашивать они ждут вопроса от учителя, вместо того чтобы спорить они молчат. Кто виноват в том, что у детей пропадает желание стать «почемучкой»? В чем причина таких перемен? Возрастные особенности, страх, лень? А может быть причина в нас – учителях? Мы стараемся объяснить материал сами, «разжевать», при этом не отвлекаемся на вопросы и бережем время на уроке.
Самоанализ учебного занятия по физике.Урок по теме «Высота и тембр звука. Громкость» был проведен в 9-б классе с использованием технологии «Педагогических мастерских».
Деловые игры – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений (Д.Г. Левитес).
Примерная схема организации и самоорганизации учебной деятельности в деловой игре:
1.Ознакомление с имитационной моделью объекта.
2.Самоорганизация индивидуальной и коллективной деятельности.
Школьная программа, по силам всем ребятам, но не у всех хватает воли и самодисциплины. Большинство учеников в первую очередь просто не могут заставить себя учиться. Но мы не можем отменить экзамен, сдавать всё равно придется!
Первое что необходимо сделать, это научить ученика выводить неизвестные величины из формул. На это уходит много сил и времени.