Пятница, 26.04.2024, 12:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Моя Вселенная!

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [36]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Каталог статей


Технология проведения учебных дискуссий. "Техника аквариум".

   

     Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности,     стимулирующая  инициативность учащихся, способствующая развитию рефлексивного мышления.   

    Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.

    Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, а  на самоорганизации участников.  Обращение учеников друг к другу, способствует  углубленному и разностороннему обсуждению самих идей, точек зрения, проблем.

     Цель технологии проведения учебных дискуссий: развитие критического мышления обучающихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

     В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:

    «Круглый стол» - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса);

     «Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое не должно  перерастать в долгую речь.

    «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом).

    «Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).

    «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений.

     «Судебное заседание» – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

      Этот подробный перечень различных видов обсуждений нередко обозначается одним и тем же словом — «дискуссия».  

      Несколько особняком среди них стоит так называемая «Техника аквариума». Такое название получил особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.

     Технологические этапы.  «Техника аквариума» выглядит следующим образом:

1.Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.

2.Учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.

3.Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию группы всему классу.

4.Группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.

5.Учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.

6.Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.

7.«Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.

8.После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.

     Особенности.

    Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями. В поле внимания всего класса находятся всего пять-шесть говорящих, это сосредоточивает восприятие на основных позициях. Сам способ «аквариумной» аранжировки класса заимствован из практики проведения групповых психологических тренингов и дает возможность учащимся прочувствовать тонкости поведения центральных участников – представителей групп. Последующее обсуждение позволяет учителю выделить как содержательные, так и процедурные моменты дискуссии. «Техника аквариума» не только усиливает включенность детей в групповое обсуждение проблем, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

    Ограничения.

1.Большие временные затраты на подготовку и проведение учебной дискуссии.

2.Недостаточный уровень сформированность у школьников умений ведения дискуссии.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Margo (02.07.2015)
Просмотров: 3784 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/13
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Margo • 04:28, 02.07.2015
prof
avatar