Позади уже двадцать шесть лет работы в школе удивительной по насыщенности, интенсивности, по обилию радостных эмоций, сомнений, тревог и волнений. А учительское дело сложное, и, сколько бы ни работал, каждый новый учебный год для меня будто бы опять первый. И как в первый раз, вновь и вновь, задаю себе вопрос, что надо сделать, что бы мой предмет был привлекательным для учащихся с различными интересами, склонностями и жизненными устремлениями? Как организовать работу на уроке, чтобы ученик забыл о времени, чтобы встречал меня вопросом, а что сегодня будет нового, интересного?
Казалось бы, столько лет в школе, столько опыта работы, а все - таки каждый раз ставишь для себя новые задачи, ищешь новые пути и решения знакомых проблем. Одно знаю наверняка, научить предмету хорошо можно лишь тогда, когда у учеников будет пробужден интерес к науке, интерес к процессу познания, когда учение будет происходить не по принуждению, а его стимулом станет увлеченность. Такую работу на уроке можно организовать с помощью технологии Педагогических Мастерских.
У Бернарда Шоу есть замечательные слова «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы с тобой этими яблоками обменяемся, - и у тебя и у меня будет по одному яблоку. Но если у тебя есть мысль и у меня есть мысль, и мы обменяемся этими мыслями, - и у тебя и у меня будет по две мысли». Я думаю, эти слова хорошо объясняют суть технологии педагогических Мастерских. Главное в Мастерских не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы. Благодаря таким приемам школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, анализировать, сравнивать, доказывать и оспаривать другие точки зрения, работать в группе.
Иногда, особенно на первых порах, групповая работа бывает недостаточно эффективна. Поэтому я предлагаю обучающимся обсудить правила работы в группе и воспользоваться в дальнейшем «памятками».
Памятка.
1. Внимательно выслушай и пойми мысли товарища по группе.
2. Если не понял, спроси еще раз.
3.Высказывай свои мысли кратко и четко.
4. Если не согласен с ответом товарища, обоснуй, почему.
5.Если не согласны с тобой, установи, почему.
5.Если доказали неверность твоих взглядов, признай свою ошибку.
6. Помни: решение проблемы зависит от каждого члена работы группы.
Рассмотрим цели, особенности и технологические этапы "Педагогических Мастерских".
Цель технологии педагогических Мастерских: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.
В ходе проведения урока необходимо строго соблюдать все технологические этапы:
1."Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
2."Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3."Социоконструкция" - работа учащихся в группах.
4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)
5."Афиширование" - вывешивание работ учеников и ознакомление с ними.
6."Разрыв" - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.
7."Рефлексия".
В результате использования данной технологии происходит развитие коммуникативной и рефлексивной культуры школьника; готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; формирование позитивной моральной самооценки.
Сложности, которые возникают в процессе работы, связаны с умением учителя быть эмоциональным, мобильным, «гибким» и эрудированным. Мы можем только предположить, что нарисуют и скажут дети, поэтому надо уметь тактично и незаметно развернуть обсуждение в нужном вам направлении. Учителю придется смириться с тем шумом, который обычно возникает в результате работы, ведь «в споре рождается истина». Такую технологию разумно использовать при изучении определенных физических понятий, явлений и процессов. Например, по теме «Механические волны» в 9 классе предлагаю нарисовать ученикам слово «Волна» и записать ассоциации, которые возникают у них при выполнении работы. Вы видите один из таких рисунков. Далее урок проходит согласно технологическим этапам.
С учетом индивидуальных особенностей обучающихся, собственных творческих возможностей педагог определит ту технологию, которая, по его мнению, наиболее эффективна. Но хочу предупредить, не становитесь на путь консерватизма, не ищите тот единственный, лучший вариант, который будет идеален для всех учеников.
|