Суббота, 27.04.2024, 02:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Моя Вселенная!

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [36]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Как вы относитесь к введению школьной формы?
Всего ответов: 54
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Каталог статей


Методика Ривина.

    Среди многочисленных приёмов организации взаимодействия учащихся в парах, придуманных Ривиным, представляет особый интерес методика поабзацной проработки текстов, которая в дальнейшем стала называться кратко «методикой Ривина». Эта методика предназначена для изучения научных, учебных, художественных текстов. Одна из особенностей методики заключается в том, что в ходе освоения содержания текстов изучающий особым образом составляет подробнейший план содержания текста, который складывается из заглавий абзацев (частей) текста.

Технологические этапы.

1. Для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет содержание и озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует). Название первого абзаца записывает в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в тетрадь. (Напоминаем, что у каждого учащегося своя тема).

2. После этого для проработки своего второго абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику, прослушивает его, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить его и записать название в тетрадь.

3. Для проработки третьего абзаца текста учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Затем он прослушивает своего напарника, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в его тетрадь... И так далее.

4. После проработки всего текста для закрепления и систематизации полученных знаний учащийся выступает по данной теме перед малой (временной) группой или обсуждает данную тему в малой группе. Затем получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.

     Итак, ученик каждую свою тему прорабатывает по абзацам (короткими смысловыми частями текста). При этом каждый раз перед тем, как приступить к проработке очередного абзаца, ему приходится воспроизвести (как бы заново переосмыслить) всю проработанную до этого абзаца часть темы.

     Так как при проработке определенного абзаца ученик озаглавливает этот абзац и пишет заглавие абзаца в свою тетрадь, то у него постепенно появляется подробнейший план данной темы. Необходимо воспроизвести части темы с помощью плана. Ученик читает заглавие первого абзаца и восстанавливает (вслух) содержание абзаца, потом читает заглавие второго абзаца и восстанавливает содержание и т.д. Если при восстановлении определенного абзаца у него появляются затруднения (забыл какой-то термин или дату события и т.д.), он может заглядывать в текст.

    Иногда бывает так, что когда ученик пересказывает содержание проработанной части текста, его напарник задает много вопросов, просит рассматривать разные примеры, требует более убедительного доказательства (особенно при изучении точных наук), т.е. незаметно пересказ превращается в обучение. Этим увлекаться нецелесообразно.

    Пересказ предназначен для того, чтобы, с одной стороны, ученик переосмыслил и закрепил проработанное, с другой стороны, чтобы его напарник вошел в курс дела, имел общее представление об изученной теме. Напомним, что у каждого ученика своя тема.

     После того как ученик проработал некоторую тему, целесообразно, чтобы он выступил по этой теме перед малой группой. Количественный состав малой группы примерно от трех до пяти человек. В состав малой группы могут входить ученики, которые изучают эту же тему, или те, которые начнут изучать эту тему. Как правило, выступление в малых группах должно занимать от 5 до 10 минут. Часто взамен выступлениям образуются малые группы для обсуждения определенных вопросов, представляющих интерес для членов группы.

     Подготовка дидактического материала

   Маршруты. Изучаемая программа делится на разделы, а при необходимости каждый раздел делится на отдельные темы с примерным объемом от 1 до 5 книжных страниц в зависимости от возрастов учащихся и от сложности текста. Обозначим условно эти темы через А, В, С, Д, Е. Некоторые из этих тем могут быть логически зависимы друг от друга, а некоторые нет. Предположим, что для изучения темы С необходимо знание В, а для изучения темы Д необходимо знание темы А. Итак, тема С зависит от В, а тема Д от А. Все темы можно изучать в разных последовательностях. Каждую из этих последовательностей будем называть маршрутом прохождения программ.

    Тексты. По каждой теме необходимо иметь текст, написанный сжато, компактно. Абзацы в текстах должны быть достаточно содержательными. Нецелесообразно, когда после определенного абзаца следует участок текста, повторяющий, подробно разъясняющий, комментирующий данный абзац. Тексты необходимо изложить таким образом, чтобы их можно было изучать независимо друг от друга (настолько, насколько это возможно).

     Рабочая доска. Уголок, где наглядно оформлены и размещены следующие документы:

а) программа изучаемого материала;

б) основные маршруты изучения программы или схема взаимозависимостей тем;

в) таблица учета и планирования учебной работы (их может быть несколько);

г) список необходимой и дополнительной литературы по данному предмету;

д) режим работы и расписание занятий.

     На коллективных занятиях по методике Ривина основная работа проходит в аудиторное время, следовательно, в аудитории должны быть наглядные пособия из числа самых необходимых для самостоятельного изучения учащимися нового материала. Следует отметить, что нет надобности,  обеспечивать учебную группу многочисленными дубликатами каких-то учебных приборов, пособий и т.д.

       Учитель может контролировать и оценить работу ученика по-разному. Можно присутствовать в малой группе, где ученик выступает по своей теме, следить за работой ученика в разных парах, работать отдельно с учеником в паре и прослушать его пересказ по плану, проверить тетрадь, принимать зачет, экзамен, организовать индивидуальную контрольную работу и т.д., а также привлечь для контроля  учеников.

     Особенности методики Ривина:

1.  каждый абзац темы подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет достаточно качественно усвоить изучаемый материал. Это можно назвать главным достоинством методики;

2.     после проработки темы у учащегося появляется подробный план данной темы;

3. в ходе работы содержание каждого пункта плана неоднократно восстанавливается и пересказывается. Это обеспечивает прочность знаний и развивает навыки и умения грамотного и компактного изложения своих мыслей;

4.    при проработке одной темы учащийся заодно знакомится с другими темами, и когда он приступает к изучению другой темы, она для него оказывается не новой. Некоторые понятия этой темы ему уже знакомы, а в проработке отдельных абзацев он сам принимал непосредственное участие. Таким образом, чем больше тем изучено, тем больше знакома данная тема;

5.   в ходе работы многократно встречаются ранее изученные темы, что дает возможность регулярно повторять пройденный материал.

     Благодаря тому, что каждый из учащихся получает возможность с разными членами группы обсудить и осмыслить определенный вопрос, то  у него появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы. Пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету, повышается активность работы в группе и активность каждого члена группы, обеспечивается прочность знаний.

     Трудности:

а) у учащегося недостаточно развиты навыки проработки и озаглавливания абзацев (этому приходится специально учить);

б) необходимо переосмыслить и существенно изменить изучаемую программу;

в) требуется переделывать структуру и стиль изложения учебного материала в учебниках;

г) нуждается в существенных изменениях традиционно сложившийся вариант расписания занятий;

Преодолеть эти трудности может только преподаватель, имеющий практический опыт и хорошие навыки работы по методике Ривина.

                               Литература.

1. Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс: Методическое пособие. – Саяногорск: Мысль, 1991. – С. 11-28.

Категория: Мои статьи | Добавил: Margo (02.07.2015)
Просмотров: 2076 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/13
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Margo • 09:28, 02.07.2015
В разделе "Калейдоскоп уроков" есть конспект занятия, проведенного  по "методике Ривина"  в 10 классе. По теме "Электрический ток".
avatar