Элективный курс «Первые шаги в электротехнику».
Пояснительная записка.
Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе.
Цель данного курса – углубление и совершенствование знаний учащихся, развитие практических умений, навыков в области электричества, а также уточнение способностей учащихся осваивать данный предмет на повышенном уровне. Достичь этого предлагается путем решения экспериментальных, расчетных, качественных, графических задач.
Программа включает в себя входное и итоговое тестирование, решение задач, экспериментальные задания, что позволит (сформировать умения) проверить способности учащихся к исследовательской деятельности, анализу, синтезу, умение математической обработки данных.
В результате изучения курса учащиеся должны сформировать собственную позицию относительно выбора профиля.
Учебные занятия курса будут выстраиваться в соответствии со следующей схемой организации учебной деятельности:
1. Входное тестирование. 2. Теоретическое занятие «Законы постоянного тока» 3. Электроизмерительные приборы. 4. Решение задач 5. Итоговое тестирование.
В конце курса выдается сертификат:
а) физик;
б) физик – лирик;
в) лирик.
Средства обучения: тесты; тексты задач; мел; доска; физическое оборудование к экспериментальным занятиям.
Содержание программы.
№ п/п
|
Основные виды деятельности,
узловые вопросы занятий
|
Формы
|
Занятие первое
|
Входное тестирование включает в себя физические задачи качественного характера; расчетные, решаемые по формулам и с помощью графиков; знания на мыслительный эксперимент
|
Индивид.
|
Занятие второе
|
Результаты и основные ошибки тестирования. Напомнить учащимся законы постоянного тока, виды соединений проводников, основные явления и понятия.
|
Общекласс.
|
Занятие третье
|
Основные электроизмерительные приборы. Цена деления приборов. Включение амперметра и вольтметра в цепь (работа в группах по 2чел.). Правила техники безопасности.
|
Общекласс.
Групп.
|
Занятие четвертое
|
Так же как на третьем занятии.
|
|
Занятие пятое, шестое
|
1.Условные графические обозначения в схемах электрических цепей;
2.Определение параметров по схемам электрических цепей;
3.Составление схем замещения
|
Общекласс.
|
Занятие седьмое и восьмое.
Решение расчетных задач на законы постоянного электрического тока.
|
1.Учитель показывает различные подходы для выведения расчетной формулы;
2.Учащиеся решают 1-2 задачи самостоятельно;
3.Одну задачу повышенной сложности в группах по 2-3 человека и объясняют ее решение у доски для всех.
|
Общекласс.
Групп.
Индивид.
|
Занятие девятое
|
Так же как на пятом занятии.
|
|
Занятие десятое Решение качественных задач.
|
1.Вместе с учителем рассматривают ряд качественных задач, связанных с электрическими явлениями;
2.Самостоятельно выполняют подобные задачи в группах по 2 человека;
3.Обсуждают
|
Общекласс.
Групп.
Индивид.
|
Занятие одиннадцатое и двенадцатое. Решение экспериментальных задач.
|
- Сборка электрических цепей;
- Снятие показаний амперметра и вольтметра;
- Расчет неизвестных величин;
4. Техника безопасности.
|
Групп.
|
Занятие тринадцатое.
|
Так же как на восьмом занятии или работа в компьютерном классе.
|
Групп.
|
Занятие четырнадцатое и пятнадцатое. Решение графических задач.
|
1.Правила построения графиков;
2.Нахождение неизвестной величины с использованием данных графика;
3.2-3 задачи самостоятельно;
4.Обсуждение.
|
Общекласс.
Групп.
|
Занятие шестнадцатое
Обобщающее занятие
|
1.Обобщение знаний и умений решений задач;
2.Беседа с учащимися;
3.Определение типа мышления учащихся (тест по психологии).
|
Общекласс.
|
Занятие семнадцатое
Итоговое тестирование
|
Проверка знаний и умений учащихся.
|
Индивид.
|
Литература.
1.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 1./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта+, Астрель, 2008.-475
2.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 2./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта+, 2007.-432
3. Учебники по физике.
|