Тема: «Вес воздуха. Атмосферное давление». 7 класс.
Цель: в ходе урока обучающиеся должны усвоить понятие «атмосферное давление», его причины и характеристики.
Задачи.
Образовательные:
1. используя задачи-рисунки и сообщения учащихся повторить основные понятия темы: закон Паскаля, свойства жидкостей и газов, сообщающиеся сосуды, шлюзы.
2. используя экспериментальные задания, учебник и интернет – ресурсы определить понятия: «атмосфера», «атмосферное давление», а так же выяснить причины существования атмосферы.
3. при решении и обсуждении задач показать учащимся практическое значение данной темы в жизни человека
Развивающие:
1.развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, умения сравнивать изучаемые факты и процессы, умения логически излагать свои мысли.
2.развивать навыки работы с физическим оборудованием.
3.развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, при решении задач различной степени сложности.
Воспитательные:
1.создавать условия для формирования таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение.
2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».
УДД:
Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.
Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Тип урока: урок методологической направленности.
Технология проблемного обучения и КСО.
Оборудование: стакан с водой и лист бумаги, мультимедийный проектор, презентация «Задачи-рисунки», шприц и стакан с водой (15 штук), плечики и два воздушных шарика.
Структура и ход урока.
№
|
Этап урока
|
Задачи этапа
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
УУД
|
Время
|
Мотивационно – ориентировочный компонент
|
1.
|
Организационный этап
|
Психологическая подготовка к общению
|
Обеспечивает благоприятный настрой.
|
Настраиваются на работу.
|
Личностные
|
1 мин.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности).
|
Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока.
|
Предлагает выслушать выступления одноклассников. Предлагает обсудить задачи-рисунки. Показывает демонстрационный эксперимент, предлагает объяснить его и назвать тему урока, определить цель.
|
Слушают и оценивают. Пытаются решить задачи. Обсуждают эксперимент. Определяют тему урока и цель.
|
Личностные, познавательные, регулятивные
|
15 мин.
|
|
|
|
|
|
|
|
Операционно – исполнительный компонент
|
3.
|
Изучение нового материала.
|
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач.
|
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.
|
Выполняют предложенную работу. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа.
|
Личностные, познавательные, регулятивные
|
20 мин.
|
Рефлексивно – оценочный компонент
|
4.
|
Контроль и самопроверка знаний.
|
Выявить качество усвоения материала.
|
Предлагает решить задачи.
|
Решают. Отвечают. Обсуждают.
|
Личностные, познавательные, регулятивные
|
5 мин.
|
5.
|
Подведение итогов, рефлексия.
|
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
|
Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».
|
Отвечают.
|
Личностные, познавательные, регулятивные
|
3 мин.
|
6.
|
Подача домашнего задания.
|
Закрепление изученного материала.
|
Запись на доске.
|
Записывают в дневник.
|
Личностные
|
1 мин.
|
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
а) Выступления по темам: «Шлюзы», «Использование сообщающихся сосудов», демонстрация моделей фонтанов.
б) Задачи – рисунки.
2. Изучение нового материала.
Проблема.
Д.Э.№1
а) Стакан с водой и лист бумаги. Переворачиваем стакан, прижав к нему лист бумаги. Почему лист бумаги держится?
б) Выполните фронтальное экспериментальное задание.
ФЭЗ. Шприц и стакан с водой. Наблюдают, как вода поднимается вслед за поршнем. Почему вода поднимается вслед за поршнем?
Сформулируйте тему урока.
На все тела находящиеся на земле действует сила тяжести. Воздух обладает весом. Докажем это.
Д.Э.№2 На плечиках два воздушных шарика. Если из одного шара выпустить воздух, то равновесие нарушиться.
Задания для работы в группах.
1) Вычислите вес воздуха. Подведем итог. Вес воздуха 13Н.
2) Ответьте на вопросы, используя параграф 42 учебника и Интернет-ресурсы. Что такое атмосфера? Состав атмосферы. Найдите перевод слова «Атмосфера».
3) Что такое атмосферное давление? Докажите что атмосферное давление существует. Примеры.
4) Почему молекулы газов, входящие в состав атмосферы, не улетают в космическое пространство? Почему не падают на Землю под действием притяжения?
3. Закрепление изученного материала.
Упражнение №19; 20. (Устно)
В 1504 году английский мореплаватель Питер Мертир сообщил, что слышал от самого Колумба о рыбе - прилипале. Эта рыба с такой силой присасывалась к акуле, что оторвать ее было невозможно. На такой живой крючок в Австралии до сих пор ловят крупных рыб и акул, а Южной Америке черепах. С помощью рыб – прилипал вылавливают рыб массой до 18 кг.
Ничуть не хуже работают и металлические «прилипалы» - вакуумные грузозахватные приспособления, созданные человеком. Объясните принцип действия.
Объясните принцип действия.
4. Домашнее задание. Параграф 42-43. Задание №1.
5. Рефлексия. Я – высказывание. Участники отмечают степень согласия или не согласия с этими высказываниями.
Утверждение
|
Полностью согласен
|
Частично согласен
|
Частично не согласен
|
Полностью не согласен
|
Я пробрел много новой информации по теме урока
|
|
|
|
|
Я чувствовал себя комфортно
|
|
|
|
|
Информация, полученная на уроке, пригодиться мне в дальнейшем
|
|
|
|
|
Я получил ответы на все свои вопросы по теме урока.
|
|
|
|
|
Я обязательно поделюсь информацией с друзьями полученной информацией.
|
|
|
|
|
6. Самооценка «Ступеньки роста».
Оцени свою работу на уроке. На доске прикреплен лист бумаги с изображением лестницы. При выходе из кабинета ученики должны поставить букву «Я» на определенную ступеньку.
|