Среда, 15.05.2024, 01:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Моя Вселенная!

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [36]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Как вы относитесь к введению школьной формы?
Всего ответов: 54
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Каталог статей


ТРКМ. Из опыта работы.

     Как часто учителя забывают хорошо известную  истину: мозг ученика устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности. Мощным «детонатором», который помогает им проникнуть внутрь и там «взорваться» является интерес. Но не все в нашей жизни интересно.  В таком случае, что делать? Ответ прост. Искать средства, которые увлекли бы ученика предстоящей учебной деятельностью.

     При организации работы учащихся на уроке я часто использую приемы технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение к данной  проблеме.    Благодаря таким приемам ТРКМ, школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, самостоятельно анализировать, сравнивать, доказывать и оспаривать другие точки зрения.

     1. Кластер означает «гроздь». Этот прием может быть применен, когда мы изучаем новый материал или  обобщаем, систематизируем информацию.  В результате получается подобие опорного конспекта по определенной теме.

    2. «Концептуальное колесо» - эффективно использовать на стадии вызова. Учащиеся подбирают синонимы к слову, находящегося в ядре понятийного «колеса», и вписывают в секторы колеса. Задание выполняется индивидуально или в группе. Данный приём обогащает лексический запас ученика.

   3. Конструктивная таблица - один из способов изучения материала. Таблица состоит из трех равных колонок: «Знаем»,  «Не понял», «Узнал». Данный прием обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста.  Использование маркировочных знаков во время чтения, позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Маркировочных знаков +; ?; !. Такое задание, на мой взгляд, лучше выполнять индивидуально, но в некоторых случаях можно в парах, в группах. В конце каждого этапа проводится коллективное обсуждение. Важная информация и наиболее интересные высказывания записываются в сводной таблице.

Пример. Тема «Лампа накаливания» 8 класс.

Задание. Внимательно прочитайте предложенный текст. Выделите в тексте информацию, которую вы уже знали (!), узнали сейчас из текста (+), не поняли (?) и с которой не согласны (-).

                                    Текст «Лампа накаливания».

      Лампа накаливания (непламенный источник света) была изобретена в 1870 году А.Н. Лодыгиным. В 1879 году американец Томас Эдисон усовершенствовал лампу, улучшив технику откачки воздуха, и заменил угольный стержень   обугленной палочкой из бамбука. В 1890 году Лодыгин изобретает лампу с металлической (вольфрамовой) нитью. Лодыгин потратил 27 лет жизни на поиски лучшего материала для нити лампы накаливания.

     В основу работы лампы положено явление нагревания проводника при прохождении электрического тока, то есть тепловое действие тока.

    Лампа накаливания состоит из стеклянной колбы, внутри колбы вольфрамовая нить, температура плавления, которого 3380 градусов по шкале Цельсия. Нить с помощью двух проводников соединяется с винтовой нарезкой и с основанием лампы, изолированной от цоколя. При прохождении тока через нить, температура вольфрама достигает 3000 градусов. При такой температуре вольфрамовая нить накаливается до красна, а потом  до бела и светит ярким светом. Хотя лишь 10-15% тепловой энергии превращается в световую, тем не менее, электрические лампы накаливания широко используются.  

    Из стеклянной колбы выкачан воздух, так как в состав воздуха входит кислород, который способствует горению. Кроме того в вакууме идет быстрое испарение вольфрама, чтобы препятствовать этому лампу наполняют азотом или инертным газом.

    Для включения лампы в сеть её ввинчивают в патрон. Внутренняя часть патрона содержит пружинистый контакт, касающийся основания  цоколя лампы, и винтовую нарезку, удерживающую лампу. Пружинистый контакт и винтовая нарезка имеют зажимы, к которым прикрепляют провода сети.

   Сейчас наша промышленность выпускает в год миллиарды самых разнообразных ламп накаливания:

220В и 127В – для осветительной сети;

50В – для железнодорожных вагонов;

12В и 6В -  для автомобилей;

3,5В и 2,5В – для карманных фонарей.

     Согласно документу «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении  изменений  в отдельные законодательные акты РФ» с 1 января 2011 года к обороту на территории страны не допускаются электрические лампы  накаливания мощностью 100Ватт и более.  С 1 января 2013 года  введен запрет на лампы мощностью 75 Ватт и более. А с 1 января 2014 года на лампы мощностью 25 Ватт и более.

Я – знал  (!)

Я – узнал  (+)

Я – не понял  (?)

Я – не согласен  (-)

 

 

 

 

   4. «Фишбоун» (перевод с английского - «рыбья кость») - графическая техника,  помогает структурировать процесс.  Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий, показать внутренние связи между разными частями проблемы. При этом работать можно  индивидуально, в  парах, в группах. Пример "Фишбоун" по теме "Электрический ток" 8 класс. 

 

 

5.Синквэйн – использую на этапе рефлексии.

    Правила написания синквэйна.

 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

 Вторая строчка - это написание темы в двух словах (двумя прилагательными).

 Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

 Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

 Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Примеры синквэйнов, сочиненные учениками 9 класса на уроке по теме «Звуковые колебания».                 

 Звук.

Громкий,  тихий.

Звучал, кричал, шептал.

Громкий иль неясный, но всегда прекрасный!

   Речь.                                                          

Звук.                

Ритмичный, мелодичный.                                       

Танцуем, поем, весело живем,                                             

Никогда не устаем.                                                                 

  Музыка.                                                                                            

Звук!

Тихий, звонкий.

Слышим, издаем, улавливаем.

 Без него мы не проживем!             

 Слова.          

  Таким образом, данные приемы обеспечивают формирование навыков работы с информацией, преобразования информации из текстовой формы в графическую и наоборот, что позволяет обучающимся выстраивать высказывания по любой теме.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Margo (05.01.2015)
Просмотров: 718 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.2/10
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 Margo • 06:40, 05.04.2015
up
avatar
0
2 petryxazabelin • 17:56, 31.07.2015
yes bye
avatar