Вторник, 14.05.2024, 00:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Моя Вселенная!

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [36]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Каталог статей


Некоторые приемы организации работы на уроке физики.

Некоторые приемы организации работы на уроке физики.              

Маленькие дети часто любят задавать вопросы «зачем?», «почему?», «когда?». Иногда хочется убежать от этих  любознательных «мучителей».  Но в школе, к сожалению,  арсенал  вопросов  быстро тает. Кто виноват в том, что у детей пропадает желание стать «почемучкой»? А в итоге наша страна недосчитывается многих ученых, изобретателей, конструкторов.

            К сожалению, у нас  учителей есть серьезный недостаток. Мы стараемся объяснить материал сами, «разжевать»,  при этом не отвлекаемся на вопросы и бережем время на уроке. Ведь физика предмет сложный. И нас не заботит, что на долю учеников не остается никаких трудностей. Поэтому старшеклассники в большинстве случаев все воспринимают, как сказал учитель. Такое обучение притупляет интерес, желание спорить и отстаивать свою точку зрения, гасит любознательность. Вот  вам и ответ на вопрос,  почему  исчезает желание у наших учеников  задавать вопросы.

       В своей работе я значительное место уделяю формированию умения удивляться, восхищаться и сомневаться. Делается это разными путями. Рассмотрим некоторые приемы, которые я использую на своих уроках.

Занимательный опыт – самый эффективный  способ воздействия  на эмоциональный настрой ученика. Например, на уроке в 7 классе перед изучением темы «Давление твердых тел» предлагаю ответить на вопрос «Что произойдет с лампочкой, если на неё наступить ногой»? Какое удивление испытывают ученики, когда я встаю на лампочку (предварительно лампочку помещаем цоколем в банку),  и она остается целой. Дальше я только слушаю. Проблема решается всем классом. Обсуждение происходит бурно, эмоционально, а я этого результата и добивалась. Проблема есть,  теперь можно приступать к изучению нового материала. 

  Конечно, творческая активность приходит к учащимся не сразу. Сначала развивается наблюдательность, ученик учится видеть то, мимо чего он раньше проходил равнодушно. Поэтому большое значение на уроке я уделяю фронтальным экспериментальным заданиям (ФЭЗ) - кратковременные лабораторные работы, которые одновременно выполняются всеми учениками класса. [1] Эти опыты обычно просты по технике выполнения, но они учат школьников наблюдать и анализировать явления. Очень часто процесс наблюдения проходит спонтанно, нецеленаправленно. Чтобы избежать этого, повысить эффективность работы я предлагаю ученикам  заполнить таблицу - отчет. Таблица состоит из следующих пунктов: цель наблюдения, объект наблюдения, оборудование, ход наблюдений, результат, выводы. [2]

Фотография, сделанная самим учеником  на основе, которой можно составить задачу – вопрос. Ученики с большим удовольствием решают такие задачи не только потому, что эти снимки сделаны одноклассниками, но и потому что на них запечатлен тот самый мир, который их окружает. Фотографируя физику  «дома», «в походе»,  «в огороде», «вокруг нас», учащиеся совершенствуют свои знания по предмету, учатся искать и формулировать проблему.  При обсуждении снимков становиться понятным, что ученики не один раз заглянули  в учебник, прежде чем представить фотографию перед классом. Быть «незнайкой» никому не хочется.

Использование на уроке позиционных задач. Умение высказать свою позицию, свое мнение  по решению того или иного вопроса, той или иной проблемы – задача важная и необходимая. Например, по теме «Неравномерное движение. Скорость»  в 9 классе предлагаю высказать свое мнение при решении следующей задачи. 

Представьте,  что вы стали свидетелем спора между сотрудником ГАИ и водителем. Сотрудник ГАИ, контролируя соблюдения правил дорожного движения водителями транспортных средств, измерил скорость проезжающего мимо него автомобиля специальным прибором. На экране прибора он увидел цифру 70, что соответствует скорости 70 км/час. Вверх поднялся милицейский жезл. Автомобиль остановился. Представившись сотрудником ГАИ, обвинил водителя в превышении максимально допустимой скорости движения транспортного средства. В свою очередь  водитель не согласился. Он выехал из города в 8.00. утра. Часы показывали 13.00., он проехал 100 км.  Кто прав в этом споре и почему? Обоснуйте свою точку зрения [3].

Любой даже самый невероятный ответ принимается и обсуждается, а «в споре рождается истина».

            Использование на уроке ситуативных учебных заданий (СУЗ),  когда ученик приобретает и пополняет знания за счет анализа различного рода ситуаций. Решение конкретных ситуаций, позволяет развивать умение прогнозировать, оценивать, предвидеть. Основными этапами работы с применением  СУЗ  является: 1. ознакомить с ситуацией; 2. определить, что надо решить; 3. дискуссия и выбор правильного варианта ответа.

        Например, в 8 классе по теме «Действие электрического тока»  я предлагаю задачу «Линия риска». Учащиеся должны выбрать единственно правильное решение, то есть  определить в конкретной ситуации « Риск высокий»  или «Риск отсутствует».

   СУЗ.     Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет большую опасность. Докажите, что вы  знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.  Задание: выберите правильные варианты соответствующие правилам электробезопасности.

  1. Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.
  2. Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.
  3. – Вова, посмотри, пожалуйста,  нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
  4. Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается её любимая передача. Бегом побежала она вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
  5. Женя запаивал кастрюлю, а его сестра гладила простыни. Они ставили свои электроприборы на специальные несгораемые подставки.

 

  1. – Алла, подтекает холодильник. Протри, пожалуйста, воду около лампочки, а то она перегорит, - попросила мама дочку. Алла взяла тряпку и стала вытирать капли воды на лампе, возле лампы и переключателя холода.

Только человек, умеющий сомневаться и удивляться, может творчески и активно мыслить. Именно удивление заставляет самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос или проблему, вызывая желание убедиться в правоте своих мыслей. Именно удивление становиться источником новых открытий и дает импульс к поиску решений.

Список литературы.

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики.[1]/

Л.А. Иванова. - М.: Просвещение, 1983.-160с.

2.  Как стать ученым. Занятия по физике со старшеклассниками.[2]/ Хуторской А.В., Хуторская Л.Н.,  Маслов И.С.- М.: Глобус, 2008. - 318с.

3. Рабочая тетрадь по физике. [3]/Каспржак А., Овчиников О.   М.: Гимназия «Открытый мир», 1995.

Категория: Мои статьи | Добавил: Margo (20.12.2014)
Просмотров: 1070 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/11
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Margo • 06:29, 05.04.2015
Советую другим учителям.
avatar