Вторник, 14.05.2024, 14:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Моя Вселенная!

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [36]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Как вы относитесь к введению школьной формы?
Всего ответов: 54
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Каталог статей


Статья "О поэзии, красоте и физике".

«О поэзии, красоте и физике».

(Формирование ценностного отношения учащихся к знаниям через связь физики с гуманитарными предметами).

         О связи физики с предметами естественнонаучного цикла и математики говорят часто, но крайне редко можно услышать о связях физики с гуманитарными  учебными предметами. Я считаю, что школьная физика не должна быть оторвана  от таких дисциплин как литература, музыка, история, рисование, МХК. В разумных пределах всё это будет правильно. Ведь среди ребят немало любителей играть, петь, рисовать, а учитель – профессионал сможет связать  изучение физики с теми   предметами, которыми интересуются учащиеся. Межпредметные связи могут стать основой формирования ценностного отношения учащихся к знаниям,  необходимым условием эффективности процесса обучения. При этом будут решены следующие важные задачи:

1. максимальное развитие творческого потенциала каждого учащегося, основанное на их ценностных ориентациях;

2. полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, обусловленное учетом их индивидуально особенностей;

3. положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока.

         Вспомним слова  К.Г. Паустовского - «В любой области человеческого знания    заключается бездна поэзии». Ведь только с полётом фантазии можно сделать открытие, увидеть неведомое, парадоксальное.   

Привожу  некоторые примеры физических задач, в условиях которых обнаруживается связь физики с литературой, МХК, рисованием.

        Тема «Источники света» 8 класс.

 Знаменитая резцовая гравюра на меди "Меланхолия". Автор - немецкий художник Альбрехт Дюрер, один из гениев эпохи Возрождения. Центром композиции своей гравюры он сделал кристаллический многогранник.

Задание.  Найдите грани, которые художники называют «свет», «тень», «полутень»? Где находится источник света?  Рассмотрите на картине  шар. Самая яркая точка на шаре – блик. Найдите на нем свет, тень и полутень.

Экспериментальное задание. Возьмите стальной шарик от шарикоподшипника и осветите его в полутемном помещении. Найдите тень, свет,  полутень, блик. Попытайтесь нарисовать увиденное. [1]

       Тема «Агрегатные состояния вещества» 8 класс.

Картина русского художника Левитана И.И. «Ранняя весна» полна света, гармонии и красоты.  Задание.  В поэтических строках А.С. Пушкина «К Овидию» найдите  информацию о воде, которая волшебным образом может превращаться в зависимости от времени года в снег, лед, пар, иней. Определите время года, выясните,  к какому агрегатному состоянию относится вода (устойчивое  или переходный процесс, скрывается за необычным описанием).  А так же определите, выделяется или поглощается энергия в данном процессе.

«Свободные поля взрывал уж ранний плуг;

Чуть веял ветерок, под вечер холодея;

Едва прозрачный лед, над озером тускнея,

Кристаллом покрывал недвижные струи».

Экспериментальное задание. Возьмите кусочек льда и проведите наблюдение за процессом плавления. Определите температуру плавления. Сделайте выводы.

       Тема «Примеры теплопроводности в природе, технике и быту». 8 класс.

Задание. Составьте таблицу по теме «Примеры теплопроводности». Таблица включает следующие разделы.

1. Где встречается.  (В природе, быту, технике)

2. Сформулируйте вопрос или задачу.

3. Дайте объяснение данному вопросу или задаче.

4. Сделайте рисунок к вопросу или задаче.

       Подобные задания можно составить по многим темам и в любых классах. Ученики выполняют их с большим интересом.

       Как увидеть в январе месяце дождь или радугу, молнию или росу на листьях, в мае снег или иней? Сложно. Ещё сложнее увидеть  дорогу, уходящую вдаль или зеркальную поверхность реки. К сожалению, пространственные и временные рамки урока ограничены. У нас нет возможности наблюдать всё, что нам необходимо, да ещё и в определенный момент времени. Конечно, можно вообразить, мысленно представить. Это неплохо, развивается фантазия учащихся. Можно провести демонстрационный эксперимент, это тоже хорошо. Физика – наука экспериментальная. Но  то, что увидят ученики, будет отличаться от действительного по красоте, изящности, масштабу. Ведь то, что происходит в природе, поражает своей красочностью, вызывая чувства радости и печали, восторга и гнева, спокойствия и страха. Поэтому я  предлагаю воспользоваться подобными заданиями. А  компьютерные презентации  помогут показать картины,  где художник со всей полнотой красок представил то или иное природное явление. И поверти, талантливая картина сможет вызвать у учеников эти  чувства. Тогда совместно с реальным  экспериментом учащиеся смогут в полном объеме представить условия того процесс или  явления,  которое изучают.

       Среди учеников нашей школы растут будущие рабочие, ученые, инженеры, конструкторы, которые,  я уверена,  с трепетом и любовью будут относиться к произведениям  искусства и литературы.

Список литературы.

1. В.П. Демкович «Задачи, раскрывающие связь физики с гуманитарными предметами» [1] / Демкович В.П.// журнал «Физика в школе» - 1993.  - №1

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Margo (20.12.2014)
Просмотров: 653 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.3/12
Всего комментариев: 4
avatar
0
1 Margo • 11:35, 20.03.2015
hands
avatar
0
2 Margo • 05:25, 22.07.2015
В разделе сайта "Радуга талантов" можно посмотреть работы "лириков", которые любят физику.
avatar
0
3 petryxazabelin • 12:19, 01.08.2015
cool
avatar
0
4 Margo • 12:55, 02.01.2016
Примеры работ можно посмотреть в разделе "Творческие проекты учеников"
avatar