Воскресенье, 28.04.2024, 23:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Моя Вселенная!

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [36]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Как вы относитесь к введению школьной формы?
Всего ответов: 54
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Каталог статей


Статья "Можно задать вопрос"!

Можно задать вопрос!

«Часто и по-разному спрашивать – значит приобретать точные знания». Платон

«Умный вопрос — уже половина знаний».  Ф.Бэкон

Можно задать вопрос? Да! Казалось бы, что проще, прочитай текст и сформулируй вопрос. Проблема! Ученики не знают, как правильно и грамотно составлять вопросы.  Для многих детей такое задание оказалось очень сложным.  А составить  несколько вопросов к одному предложению вообще невыполнимым. К сожалению, для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Вот такое противоречие. Недавно прочитала, что в финских школах используют новую методику - учителя не задают вопросы, ученики должны придумать их сами. Так учитель помогает детям прийти к собственным выводам. Решила, почему бы не попробовать такой прием работы на уроке физики, конечно со своими изменениями и дополнениями. Я думаю, ученикам такое умение составлять вопросы не помешает.  Им следует знать о различных методиках постановки вопросов, так как это необходимо для участия в дискуссиях, выступлениях и просто в общении с окружающими людьми.

Посмотрим, какую классификацию вопросов предлагает в своей статье учитель литературы, заведующая кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска Наталья Ванюшева.

1.Знание: вопросы, требующие запомнить информацию.

2.Понимание: вопросы, которые позволяют ученикам понять смысл переданной информации и употребить её не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.

3.Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут ученикам применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого им необходимо предложить выбрать нужные факты, сообщить их или решить проблему.

4.Анализ: ученики должны разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной её структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы “почему” и “зачем”, то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.

5.Синтез: ученикам необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другое решение проблемы) или предсказать развитие событий.

6.Оценка: ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определённую точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения, как вы считаете?

7. Проблемный вопрос.

Лично мне нравится другая классификация, более простая и понятная ученикам. При работе с текстом можно составить репродуктивные или продуктивные специальные и разделительные вопросы. Чем они отличаются?  

Репродуктивные вопросы дают определенную информацию или знания. Продуктивные вопросы активизируют процесс познания, другими словами побуждают нас мыслить.

Как составить такие вопросы?

Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда?

Продуктивные вопросы (специальные):

1. можно ли считать … верным?

2. какие выводы можно сделать из…?

3.каковы  причины  данного явления, процесса…?

4.вопрос начинается с формулировки тезиса.

Продуктивные вопросы (разделительные):

1.если известно..., то …?

2.если …, то почему …?

3.… или ….?

Когда можно использовать данный прием работы? Для самостоятельного изучения материала или его закрепления. Как назвать такой урок? Урок - самостоятельная работа, урок - вопрос,  урок моделирования вопроса.

Этапы такого урока:

1. Мотивационный. Обязательный этап, пренебрегать им нельзя. Ученику необходимо объяснить, а может быть даже убедить, зачем ему необходимо выполнять такую работу.

2. Изучение нового материала или закрепление на основе моделирования вопросов. Предложите ученикам прочитать параграф или определенный текст и составить по нему 20-30 вопросов.

3. Проверка. К сожалению, проверка занимает много времени.  Можно предложить ученикам взаимопроверку, можно обсудить вопросы одного ученика в классе, а у других собрать тетради и проверить. Обязательно оцените работу каждого ученика.

4. Рефлексия.

Учителя физики могут возразить мне. Стоит ли тратить время на такой вид деятельности. Умение составлять вопросы - это задача учителей литературы, русского языка, обществознания. Я думаю, стоит! Итог такой работы очевиден. Ученики обретут уверенность в себе, они не станут бояться спрашивать, их самооценка повысится, а самое главное они будут читать, мыслить и говорить.

Источники.

lit.1september.ru/article.php?ID=200902120

Категория: Мои статьи | Добавил: Margo (17.02.2023)
Просмотров: 58 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar