Дети, которых мы не замечаем.
(Учебное исследование по физике как средство социализации личности).
Однажды, анализируя анкеты учеников, я увидела листок с ответом «Учитель меня не замечает». Я поняла, кому принадлежат эти слова. Ученица дисциплинированная, спокойная, знания по предметам удовлетворительные, а самое страшное я действительно не замечала её на уроке. Мне стало стыдно, и я решила, что эту ошибку надо исправлять. Одно дело сказать, другое дело выполнить. Перестроиться, найти возможность на уроке обратить внимание, помочь, объяснить, похвалить эту ученицу - оказалось делом сложным. На одном уроке я работала с ней, на другом опять переключалась на более активных и сильных учеников. Мне потребовалось несколько месяцев, что бы научиться «видеть» таких детей, а ещё сложнее найти с ними общий язык.
Первой победой и первым моим удивлением было то, что эта девочка выбрала изучение физики на профильном уровне. Я была уверена, что через неделю она убежит. Ошиблась. Она не только не сбежала, но и показала, что может учиться и учиться хорошо. А самое главное достижение - успешно сдав экзамен по физике, она поступила в Томский университет, учится и ей нравиться.
Я благодарна этой ученице за хороший урок, за то, что она помогла мне понять, что в центре внимания учителя должен находиться не изучаемый предмет, а человек, человек, познающий не только физику, но и себя, развивающийся как личность. Все дети разные, они отличаются по своему темпераменту, по уровню развития, поведению, интересам. И не секрет, что учителя, любят работать с умным, сообразительным, активным учеником. Не обделяем мы вниманием и слабоуспевающего ученика, с плохой дисциплиной. А ведь в каждом классе есть дети, которых мы просто не замечаем. Медлительные, спокойные, стесняются выступать перед одноклассниками, боятся допустить ошибку и попросить помощи. Хотя они ответственные и не нарушают дисциплины, им сложно выделиться среди других, показать все свои способности и умения. Нам кажется, что они ленятся, не хотят или не могут учиться. И мы спокойно ставим им тройку. Они нам не мешают и нас это устраивает. Дети, которых мы не замечаем – это не редкость в нашей педагогической деятельности.
За многие годы работы в школе я выяснила, что значительная часть таких учеников проявляют склонность к проведению физических экспериментов и исследований. Благоприятные психологические условия устанавливаются у них при проведении практических работ. Попадая в ситуацию успеха, такие ученики испытывают радость от своих побед, незаметно для себя они включаются в работу с учителем и одноклассниками, повышается познавательный энтузиазм, самооценка, появляется уверенность.
С самых первых уроков, в 7 классе, организую исследовательскую работу по изучению физики, со всем классом, не выделяя никого и не разделяя учеников на группы. Наблюдаю за учениками не только в специально организованных ситуациях, но и в повседневной деятельности, общении, провожу тестирование («Самооценка», «Насколько ты уверен в себе», «Уровень мотивации») и определяю, кому из них нужна моя помощь. Для индивидуализации обучения, контроля и оценки знаний я заполняю таблицу№1 «За что можно похвалить ученика», в которой отражается не только исследовательская деятельность школьника, но и его успехи и неудачи. Благодаря этому я вижу, как продвигается ученик в решении поставленных задач, как изменяется качество выполнения опытов, а самое главное, как изменяется он сам.
Таблица№1
Изучаемая тема.
|
Опыт из учебника или ФЭЗ.
|
Домашний эксперимент.
|
Разработка своего опыта.
|
Конструкторское задание.
|
Публичное выступление по результатам исследовательской деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
Почему я выбрала именно эти виды деятельности для таких учеников. Попытаюсь объяснить и доказать. С самых первых уроков я начинаю проводить фронтальные опыты (ФЭЗ) – кратковременные лабораторные работы, которые одновременно выполняются всеми учениками класса. [1.104.] Эти опыты обычно просты по технике выполнения, но они учат школьников наблюдать и анализировать явления. Метод наблюдений – это один из важных этапов в формировании теоретических знаний. Дети с интересом, включаются в процесс наблюдения, за знакомыми казалось бы явлениями и объектами.
Очень часто процесс наблюдения проходит спонтанно, нецеленаправленно. Что бы избежать этого, повысить эффективность работы я предлагаю ученикам заполнить таблицу - отчет. [2.19.]
Таблица №2.
Цель наблюдения
|
Объект наблюдения
|
Оборудование
|
Ход наблюдения
|
Результат наблюдения
|
Выводы
|
|
|
|
|
|
|
Развитие у учащихся эмоций удивления, умений находить в окружающих физических явлениях и объектах необычное является первым шагом на пути к творчеству, к первым «великим» открытиям, первому успеху и признанию.
Разработать свой эксперимент, провести свой опыт - задача более сложная. Учащийся должен не только уметь наблюдать он должен придумать и провести эксперимент, выполнить необходимые измерения, зафиксировать их, оценить, проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы. Некоторые ученики, осмыслив итоги эксперимента, пытаются наметить направления последующего исследовательского поиска. Это дает возможность сформулировать у них активное восприятие темы и создать условия для выступления перед одноклассниками. Публичное выступление – это серьезный, трудный, но очень важный шаг на пути к успеху. Если помочь и поддержать ученика в его исследованиях, то можно получить интересные данные и представить их на научно- практической конференции.
Многие ученики с большим интересом выполняют домашние опыты. Например, предлагаю им завести страничку «Я», в которую они заносят все данные о себе - рост, диаметр головы, расстояние между глаз, объем бицепсов. [3.9.] Затем вычисляют среднюю скорость своего движения в школу. На основании данных полученных на уроке физической культуры, рассчитывают среднюю скорость своего бега на 100м. Сравнивают среднюю скорость своего движения в школу с максимальной скоростью.
Ещё одно, на мой взгляд, простое, но интересное задание выполняют многие ученики. Собрать коллекцию материалов с плохой и хорошей теплопроводностью, коллекцию проводников и диэлектриков, вырастить кристаллы.
Такие задания усиливают практическую и политехническую подготовку учеников, восполняют недостаток самостоятельности при классных занятиях. Таким образом, появляется возможность познавательного и эмоционального раскрепощения школьников.
Особое внимание я уделяю конструкторским экспериментальным заданиям. При этом я руководствуюсь двумя требованиями: чтобы они могли быть решены на базе уже изученного материала; чтобы их можно было осуществить из самых простейших и доступных материалов. Например, учащиеся 7 - 8 классов из пластилина и металлических стержней сделали модели кристаллических решеток, из доски и гвоздей прибор для демонстрации расширения твердых тел при нагревании, из двух шприцов и трубки модель гидравлического пресса, электроскоп из обычной стеклянной банки и фольги. Таким образом, школьники приобретают опыт участия в исследовательской деятельности, навыки взаимодействия в группе, активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии. Все находки и неудачи, ошибки и успехи своих учеников я фиксирую в таблице №1, затем анализирую.
«За что можно похвалить ученика» - такую систему контроля исследовательской деятельности на уроках физики я использую в 7 - 9 классах. Это ведет к качественным изменениям в познавательной сфере ученика (развитие наблюдательности, воображения, творческого мышления), в психологической структуре (развитие мотивации, освоение средств и способов творческой деятельности) и волевых качеств личности (самоорганизация, самоконтроль ученика в процессе познания). Благодаря этому мои ученики не боятся и выбирают экзамен по физике, с удовольствием изучают этот предмет на профильном уровне, поступают в высшие технические учебные заведения и успешно работают по специальности. А, ведь в этом есть и моя заслуга.
Библиография.
1. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1983.160 с.
2. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Как стать ученым. Занятия по физике со старшеклассниками. М.: Глобус, 2008. 318с.
3. Балашов М.М. О природе. М.: Просвещение, 1991. 64с.
|