В образовательной практике используется множество педагогических технологий. Широкое распространение получили технология проектной деятельности, модульная технология, аудиовизуальные, информационные, личностно-ориентированные, развивающие технологии и многие другие.
Наиболее продуктивными и перспективными, по моему мнению, являются технология педагогических Мастерских и технология развития критического мышления. Я считаю, что эти современные педагогические технологии способствуют лучшему развитию мотивационной сферы личности ученика. В своей работе я использую данные технологии и их элементы. Рассмотрим цели, особенности и технологические этапы.
Цель технологии ТРКМ: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Методами интерактивного обучения называют методы, которые активизируют познавательную, мыслительную деятельность учеников по усвоению знаний посредством организации их учебно-познавательных отношений и взаимодействий. Они основаны на признании, что обучение – это процесс социальный, коллективный, а не сугубо индивидуальный. Психологическая причина активизации познавательной деятельности учащихся при таких методах заложена в своеобразии учебной обстановки. Именно обстановка равноправных партнерских отношений вызывает у учащихся большой интерес к самому уроку, а ещё больше к тем неожиданным открытиям новых для себя научных истин.
Системы действий учителя и учащихся:
Этапы
|
Действия преподавателя
|
Действия учащихся
|
Этап "Вызов" (актуализация субъектного опыта)
|
1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете.
|
1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет.
|
2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.
|
2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом.
|
3. В тетради нарисуйте таблицу (“маркировочную таблицу”) с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу.
|
3. Рисуют маркировочную таблицу.
|
4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте.
|
4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте.
|
5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.
|
5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.
|
6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?).
Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”.
|
6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте.
Левая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Дополняют записи в левой колонке таблицы.
|
Этап "Осмысление"
|
1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.
|
1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.
|
2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).
|
2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных сведений.
|
Этап "Чтение с пометками"
|
1. Предлагает каждому ученику текст.
|
1. Получают распечатку текста.
|
2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут). Пометки:
“V” - “знаю”;
“-“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”;
“?” – “хочу узнать”;
“+” – “это для меня новое”.
|
2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.
|
3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”.
|
3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.
|
4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы “Узнал новое”.
|
4. Участвуют в обсуждении
|
5. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно в третью колонку таблицы “Хочу узнать”. Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске.
|
5. Участвуют в обсуждении.
|
6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др.
|
6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.
|
7. Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”.
|
7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.
|
Этап "Рефлексия"
|
Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся.
|
Проводят рефлексию.
|
Этап "Домашнее задание"
|
Предлагает домашнее задание:
напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору);
составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся).
|
Выбирают домашнее задание.
|
Цель технологии педагогических Мастерских: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира. Главное в Мастерских не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы. Основная целевая ориентация заключается в том, чтобы предоставить обучающимся средства, позволяющие им развиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей.
Системы действий учителя и учащихся
Технологические этапы
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
|
- Нарисуйте познавательный объект.
- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)
|
- Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют вопросы
|
2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
|
Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.)
|
Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте
|
3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.
|
- Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".
|
- Работают в парах по заданию учителя.
|
4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )
|
- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
- Предлагает учащимся дополнительные задания.
|
- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
- Выполняют дополнительные задания.
|
5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними
|
- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
|
- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий
|
6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому
|
- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия
|
- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации.
- Закрепляют и применяют полученные знания
|
7. "Рефлексия"
|
- Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности
|
- Осуществляют рефлексию.
|
В результате работы по данной технологии происходит развитие коммуникативной и рефлексивной культуры школьника; овладение учащимися интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
Выбор эффективных педагогических технологий зависит от мотивации, управления обучением и оптимального сочетания методов, методических приемов, организационных форм обучения и дидактических средств с ориентацией на индивидуальные особенности обучающихся, собственных творческих возможностей педагога. Правильный выбор педагогических технологий основан на выявлении и учете всех факторов, влияющих на эффективность процесса обучения. Основу выбора педагогических технологий для обучения составляют: индивидуальные особенности и исходный уровень знаний обучающихся; отбор видов деятельности, адекватных целям усвоения и возрастному развитию обучающихся. Оптимально выбранные технологии позволяют наилучшим образом решать поставленные задачи обучения, а также способствовать развитию мотивационной сферы личности учащихся.
|