«Круговорот знаний».
Проверка учебного материала – необходимая и обязательная часть учебного процесса. Без нее нельзя получить прочных знаний по предмету. Как провести контроль знаний по определенной теме или другими словами урок-зачет? Форм и приемов существует много. Но контроль должен происходить быстро, интересно, увлекательно и охватить всех учеников. Урок, который я провожу, называю «Праздник знаний» или «Круговорот знаний». Если посмотреть значение слова круговорот, то это беспрерывный процесс, с постоянным возвращением к исходному положению или к началу. Само значение слова объясняет суть происходящего на уроке. Это нетрадиционное занятие – отчет и соревнование одновременно, которое дает возможность развивать мышление и речь ученика, память и внимание. В процессе работы школьники учатся сравнивать и анализировать, быть терпеливыми и самостоятельными. Обычно такие уроки я провожу после изучения большой, важной темы. Перед проведением данного занятия, за неделю, выдаю ученикам набор вопросов по теме. Число вопросов определяю сама, примерно 10-15. Вопросы должны охватывать главное в изученной теме, то есть определения, формулы, законы, физический смысл величины и прочее. В течение недели ученики готовятся к зачету и могут обратиться за советом к учителю или одноклассникам. Для себя готовлю таблицу, в которой фиксирую ответы учеников.
Пример таблицы.
Фамилия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Итог
|
Иванов
|
+
|
|
|
-
|
|
|
+
|
|
|
|
Петров
|
|
-
|
|
+
|
|
|
|
-
|
|
|
Сидоров
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
Якимов
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
Перед уроком учащиеся должны убрать все принадлежности со стола, кроме листов с вопросами. Учитель объясняет правила работы и критерии оценивания ответов. Далее ученики по очереди отвечают на вопросы. Время на раздумывание ограничено. Если ученик не знает или дает неправильный ответ, то отвечает следующий за ним. Именно следующий, а не тот кто знает и хочет ответить. Когда весь список вопросов завершен, начинаем второй круг, затем третий и т.д. Вероятность повторного попадания вопроса маленькая, но если даже такое совпадение произошло, я меняю вопрос. В итоге ученики ответят практически на все предложенные вопросы. Согласно заработанным баллам выставляется оценка. Обычно оценки высокие. Для меня в таких уроках важны не только баллы учеников, но их психологическое состояние. Радость от успеха – еще один стимул к учебе!
«Плюсы»:
1. Многократное повторение ответа на один и тот же вопрос разными учениками ведет к прочному запоминанию нужной и важной информации. Таким образом, я добиваюсь выучивания основных понятий, формул и законов.
2. Дает возможность каждому ученику высказаться.
«Минусы»:
1. Такую форму работы лучше использовать в малочисленных классах или профильных группах.
2. Ограничение по времени. Поэтому количество вопросов должно быть строго определенное и предполагать краткий и быстрый ответ.
|