Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников.
Школьное образование сегодня нуждается в педагоге, умеющем самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить пути их решения, уметь критически анализировать полученные результаты и творчески применять их в практической деятельности. Участие педагогов в различных конкурсах позволяет им развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство.
Сегодня немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий.
Виды конкурсов
1)конкурсы предметно-развивающей среды. Они, как правило, ориентированы на выявление положительного опыта работы педагогов, побуждение их к творческой деятельности, создание условий для познавательной активности обучающихся, развитие воображения, творческих способностей;
2)конкурсы методических, учебно-методических материалов направлены на стимулирование роста профессионального мастерства педагогов, содействие развитию исследовательской сферы в педагогической деятельности, выявление и поддержку инновационных проектов, методик, обобщение опыта работы;
3)конкурсы педагогического мастерства способствуют повышению престижа педагогической профессии, демонстрации возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми, расширению диапазона общения творчески работающих педагогов, стимулированию труда педагога, повышению их творческой активности, созданию условий для личностной и профессиональной самореализации.
Положительные стороны
1.развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
2.развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
3.создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
4.внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;
повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.
5.демонстрация своего профессионального кредо, применения приобретенного опыта в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства;
6.развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования;
7.возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей;
8.пропаганда педагогических идей и достижений, активное педагогическое общение;
9. стимулирование педагогического творчества учителей.
Отрицательные стороны
1.проблемы в организации трудового дня, так как не хватает времени;
2.стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;
3.интенсификация усилий, направленных на достижение победы в следующих конкурсах или утрата веры в свои силы, снижение мотивации и самооценки.
4. негативное отношение к участникам конкурсов со стороны некоторых коллег вместо создания атмосферы открытости, взаимопомощи и дружеского расположения.
Итак, конкурсы педагогического мастерства – это не только соревнование, но и возможность общения с другими учителями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом.
Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном или региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), повышает квалификацию и проходит профессиональную переподготовку.
Конкурс является механизмом профессионального развития педагогов. Ни для кого не секрет, что участие в конкурсах – важный критерий результативности работы учителя при аттестации.
Советы
Очень важно, чтобы конкурсанты внимательно ознакомились с положением о конкурсе, в котором должны быть отражены:
тема конкурса (если она есть), цель, задачи;
условия, этапы, содержание и порядок проведения конкурса;
требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов;
критерии оценки;
сроки проведения конкурса;
состав жюри;
процедура подведения итогов конкурса;
дополнительные номинации конкурса.
Конкурс профессионального мастерства «УЧИТЕЛЬ ГОДА» предполагает два тура – заочный и очный.
1. Заочный тур «Методическое портфолио» включает два конкурных испытания: «Интернет-ресурс», «Я учитель» (эссе).
Конкурсное испытание «Интернет-ресурс». Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога. Формат конкурсного испытания: представление Интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.
Конкурсное задание «Я учитель» (эссе). Цель: раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования. Формат конкурсного испытания: текст эссе «Я учитель» (до 6 страниц).
Очный этап конкурса проводится в два тура.
Первый тур включает два конкурсных испытания: «Мое педагогическое кредо», «Урок»
Конкурсное испытание «Мое педагогическое кредо» Цель: раскрытие конкурсантами смысла педагогической профессии, реализации ведущих педагогических идей, педагогического мастерства в передаче инновационного опыта. Формат конкурсного испытания: творческое представление педагогических идей, профессиональных приоритетов, своего отношения к детям, коллегам, профессии. Регламент до 10 минут.
Конкурсное задание «Урок» Цель: раскрытие конкурсантами профессионального потенциала в планировании, проведении и анализе эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знание своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Формат конкурсного испытания: учебное занятие (регламент – 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения конкурса.
Второй тур - конкурсное испытание: «Мастер-класс»
Конкурсное испытание «Мастер-класс». Цель: демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания. Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приёмов и др.). Регламент выступления конкурсантов – до 15 мин., вопросы жюри и ответы участников – до 5 мин.
|