С помощью современных дозиметрических приборов можно получить информации о радиационной обстановке местности. Поэтому чтобы своевременно обнаруживать радиацию, постоянно контролировать и оценивать ее уровни необходимо уметь пользоваться данными приборами. Кроме этого, учащиеся должны знать единицы измерения и предельно допустимые дозы радиационного облучения.
Цель работы: научиться измерять величину естественного радиационного фона с помощью дозиметра. Оценить по результатам измерения удельной активности уровень радиоактивной загрязненности окружающей среды.
Указания к работе.
1.Подготовьте прибор (индикатор радиоактивности).
2.Проведите замер радиационной обстановки.
3.Повторите п.2 еще два раза и запишите полученные значения в тетрадь.
4.Подсчитайте среднее значение.
5. Полученные результаты запишите в таблицу.
№ |
Среднее значение
(мкР/ч)
|
|
|
|
|
В процессе лабораторной работы для оценки уровня радиоактивного фона был использован индикатор радиоактивности Soeks–01M. В качестве датчика ионизирующего излучения в индикаторе радиоактивности применен счетчик Гейгера – Мюллера.
Индикатор радиоактивности производит оценку радиационного фона по величине мощности ионизирующего излучения (гамма – излучения и потока бета – частиц) с учетом рентгеновского излучения.
В некоторых точках местности естественный радиационный фон показал значения выше нормы.
Однако среднее значение естественного радиационного фона на открытой местности получилось 24 мкР/ч, что соответствует норме.
Контрольные вопросы.
- Какое радиоактивное излучение обладает самой большой проникающей способностью? Минимальной проникающей способностью?
- Чему (в рентгенах) равен естественный фон радиации?
- Какие существуют способы защиты от воздействия радиоактивных частиц и излучений?
Список литературы.
1.А.Г. Муравьев Основы безопасности жизнедеятельности. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8-11 класс: методическое пособие/ А.Г. Муравьев; - М.: Дрофа, 2007.-140с.
2. Тетрадь для лабораторных работ по физике. «Физика. 9 класс». Минькова Р.Д., Иванова В.В.; - М. «Экзамен», 2017.- 62с
|