Среда, 17.04.2024, 00:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Моя Вселенная!

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [36]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Каталог статей


«Развитие мотивационной сферы ученика через профильное обучение физике».

«Развитие мотивационной сферы ученика через профильное обучение физике».

         Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Однако, наличие существенного разрыва между современными требованиями к образованию и существующим его уровнем в современной школе, говорят о необходимости совершенствования системы образования в целом. Этот факт отражается в сложившихся противоречиях: между итоговой подготовкой выпускников школ и требованиями системы высшего образования к качеству знаний абитуриентов; единообразием требований государственного образовательного стандарта и многообразием склонностей и способностей учащихся;  возрастанием объема необходимых человеку профессиональных знаний и умений и ограниченными возможностями для овладения ими в ходе традиционного учебно-воспитательного процесса. Эти противоречия ведут к изменениям в процессе обучения самой деятельности ученика, которая должна быть более осознанной, целенаправленной и мотивированной.

          Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нем интерес к накоплению знаний. Стремление самостоятельно и творчески овладеть информацией, выполнить задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты,- вот непременные условия возникновения глубокого интереса к учебным предметам.

          Как помочь ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе?

Пути решения данной проблемы я вижу в организации профильного и предпрофильного обучения в общеобразовательной школе. Профильное обучение – это система специализированной подготовки в старших классах, ориентированная на индивидуализацию обучения, при которой  создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными намерениями. Профильному обучению предшествует предпрофильное,  основной задачей которого является выявление интересов и склонностей школьников  в различных сферах познавательной деятельности, ориентированной на выбор профиля в старшей школе. Как в первом, так и во втором случае речь не идет о подготовке к профессии, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знаний в предметной области. Следовательно, современное образование должно создавать условия, когда каждый учащийся смог бы получать необходимую ему личностно значимую информацию, должно помочь в раскрытии внутреннего потенциала каждого школьника, в его движении по пути  самореализации.

           Необходимо отметить, что обучение на профильном уровне  позволяет:

1.удовлетворить потребности каждого ребенка в выборе необходимого набора учебных предметов, уровня их изучения в рамках регионального базисного учебного плана для общеобразовательных школ;

2.продолжить обучение в своей школе, что обеспечивает комфортность обучения старшеклассников;

3.сделать правильный выбор собственного профильного обучения и вовремя скорректировать его, если он оказался неправильным.

           Профильное обучение предусматривает:

1.Углублённое изучение отдельных предметов полного общего образования,

2. Дифференциация обучения старшеклассников,

3.Установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их потребностями,

4.Расширение социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников к освоению программ  профессионального образования.

         Уже в основной школе ученик должен иметь возможность получить информацию о путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение. С этой целью я рекомендую всем учащимся 7-х и 8-х классов посещать факультативные занятия по физике. «Физика вокруг нас» - авторская программа факультативных занятий по предмету успешно используется в течение 5 лет и помогает учащимся понять значимость физических знаний, умений, навыков для их практического применения, а так же превратить учебу в активную, мотивированную, волевую, эмоционально окрашенную, познавательную деятельность. На занятиях организую работу в «разноуровневых группах». С целью помочь учащимся в выборе профиля школы и будущей профессии я провожу элективные курсы: «Первые шаги в электротехнику», «В звездных лабиринтах», «Сюрпризы гравитации». Элективные курсы рассматривают ключевые проблемы современной физики и астрономии, дополняют и углубляют материал школьной программы, способствуют совершенствованию навыков познавательной и организационной деятельности. На уровне предпрофильного образования для повышения уровня мотивации учащихся я использую на  занятиях  проблемные ситуации: с помощью средств массовой информации, научно-популярной, художественной литературы, произведений искусства и  наконец, с помощью проблемного эксперимента. А, так как в каждом ученике, даже плохо успевающем живет, страсть к исследованиям, то самостоятельное открытие известного в физике закона или «изобретение» способа измерения физической величины является объективным доказательством способности к творчеству, что позволяет ученику приобрести уверенность в своих силах и способностях. Таким образом, в программах элективных курсов главное внимание сосредотачивается на развитии личности, на выявлении мотивационно-потребностных и когнитивных её качеств.

     Большую роль в организации предпрофильной подготовки имеет просветительская работа, встречи со студентами, выпускниками нашей школы, мониторинг,  анкетирования учащихся и их родителей, тестирования по предметам, позволяющие выявить уровень знаний учащихся. После завершения работы факультативов и элективных курсов я провожу тестирование и анкетирование, с целью установить оценку школьниками своего отношения к учению, к предмету «физика».

       В 2006 году в школе был создан первый профильный информационно – технологический класс на базе «Школьного университета» города Томска. В течение двух лет ученики этого класса изучали два профильных предмета: информатику (4час.) и физику (5 час.) Организуя работу в профильном классе, мы пытались приблизить ее к вузовской системе контроля. Каждый ученик имел зачетную книжку и сдавал экзамены в зимнюю и весеннюю сессию, по двум профильным предметам: информатике и физике. Кроме этого, проводился еженедельный рейтинг учебных достижений. Таким образом, поддерживалась и стимулировалась учебная мотивация школьников, поощрялась их активность и самостоятельность. В результате взаимного сотрудничества с Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники была реализована программа углубленного изучения физики и информатики, что обеспечило возможность для их последующего профессионального образования, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Из 25-ти учеников данного класса 10 успешно завершили обучение в высших учебных заведениях страны, где основной предмет физика. В 2010 - 2012 годах я вела преподавание физики в профильной группе, которая состояла из учащихся двух школ поселка.  Такое сетевое взаимодействие позволило ученикам успешно пройти итоговую аттестацию по физике и  поступить в  желаемые институты, из них 8 человек в ТУСУР.   В 2011-2013 годах профильная группа так же показала высокие результаты по ЕГЭ, и все ученики поступили в высшие учебные заведения на бюджетной основе, из них 7 выпускников в железнодорожный институт, 1 в ТУСУР, 1 ЗабГу.

        Старший школьный возраст характеризуется  объективными изменениями в жизни школьника: близким завершением образования; необходимостью выбора профессии; столкновением с новыми формами обучения и усложнением в связи с этим их учебной деятельности. Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладение приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим человеком для подготовки к будущей профессии. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса. В своей работе я использую элементы технологий педагогических Мастерских  и развития критического мышления, КСО, ИКТ. Моя задача – продумать и организовать урок, так чтобы изучение нового материала или его отработка, углубление и повторение происходило в процессе личной деятельности учеников. 

         Например, в первом профильном классе (2006г., 2008г.) количество учащихся было 25. С целью усиления индивидуального подхода при обучении решению физических задач я разделила класс на «разноуровневые» группы: «базовый», «основной», «продвинутый». Состав группы изменялся в соответствии с итогами тестирования. Улучшение в результатах позволяли ученику перейти на более высокий уровень. Благоприятный климат на уроке, атмосфера доброжелательности и комфорта позволила ученикам полностью раскрыться и не испытывать страха перед сложной физической задачей. Эффективность такой работы – высока, многие ученики осознали мотивы собственных действий, поверили в свои возможности, почувствовали себя успешными.

       Так как профильная группа 2010-2012 годов была сформирована из учащихся разных классов и разных школ, то возникли некоторые проблемы во взаимоотношениях. Поэтому чтобы сформировать взаимоуважение, понимание и продуктивное взаимодействие между учениками я работала по технологиям педагогических Мастерских и критического мышления. В результате работы по технологии педагогических Мастерских происходит развитие коммуникативной и рефлексивной культуры школьника; овладение учащимися интеллектуальными технологиями. Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнеров, продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

      Состав профильной группы в 2011-2013 годах был небольшой (15 учеников), поэтому я использовала технологию коллективного взаимообучение А. Г. Ривина. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся, в парах сменного состава». Работа в парах, сменного состава позволяет плодотворно, развивать у учащихся коммуникативные умения, самостоятельность, ответственность.
           Поскольку большинство учащихся профильного класса ориентированы на продолжение получения образования в ВУЗе, то особенно важным является создание условий преемственности школьного и вузовского обучения. В работе с учащимися я обязательно использую  лекционные занятия, лабораторный практикум и практикум по решению физических задач.  Для  этого в  кабинете физики есть оборудование для демонстрационного и лабораторного эксперимента, дидактический материал, таблицы.

         Таким образом, выбор педагогических технологий зависит от мотивации, управления обучением и оптимального сочетания методов, методических приемов, организационных форм обучения и дидактических средств с ориентацией на индивидуальные особенности обучающихся, собственных творческих возможностей педагога.

       Особенно хотелось бы отметить роль учителя в организации учебного процесса. Какими  качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися способствовало развитию мотивации? Я думаю - это эрудиция, увлеченность предметом, доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, педагогический оптимизм. Входя в класс учителю приходиться оставить за порогом свои недуги и невзгоды,  быть чутким и доверчивым, радостно увлеченным поисками нового. 

       Таким образом, формируя на уроке ситуацию психологического комфорта, можно создать возможность познавательного и эмоционального раскрепощения школьников, когда каждый имеет возможность выразить себя. А так же можно увидеть закономерные, направленные и качественные измене­ния по линиям: 1) познавательной сферы (развитие наблюдательности; во­ображения, творческого мышления); 2) психологической структуры и содержания деятельности (развитие мотивации, освоение средств и способов творческой деятельности); 3) волевых качеств лично­сти (самоорганизация, самоконтроль).

         Результатами работы по профильному обучению являются:

1. 100% поступление выпускников школы в ВУЗы, техникумы;

2. отсутствие отсева, второгодников, учащихся, состоящих на учете в детской комнате милиции;

3. возможность каждого ребенка учиться по способностям в комфортной образовательной среде ведет к снижению уровня  заболеваемости;

4. высокое качество знаний учащихся;

5. высокая степень социализации личности и адаптации ее к социуму;

6. устойчивый рейтинг школы в районе.

        Анализируя итоги работы в профильных классах в течение 2006-2013 годов,  прихожу к выводу, что  такая организация  образовательного процесса в школе для учащихся оптимальна,  хотя и трудна для педагогического коллектива.

        От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

        В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия,  в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. В рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть  прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных и ценностно - ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. А универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.                                                                            

       Таким образом, повышение мотивации к учению является мощным средством для саморазвития и самореализации личностного потенциала ученика.        

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Margo (02.05.2015)
Просмотров: 889 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.9/7
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Margo • 22:00, 02.05.2015
Материал предназначен для тех, кто работает в профильных группах или классах.
avatar